Что нужно учесть бизнесу при аренде помещения
На покупку офиса есть деньги не у каждой компании, особенно если она молодая и бюджет ограничен. Эту проблему легко решает аренда, однако и здесь бизнес ожидает множество подводных камней. Сегодня расскажем, как их миновать и не обзавестись дополнительными проблемами.
Принципы подбора помещения
Первый шаг – это определение цели, для которой арендуется недвижимость. Только после ее точной формулировки можно рассчитывать параметры помещения, такие как:
- Площадь. Если у вас на full-time всего 3–4 сотрудника, понятно, что огромный офис не нужен. Главное – предоставить на каждого работника по 4,5 м² рабочего пространства, чтобы соблюсти санитарные требования. Просто умножьте количество сотрудников на 4,5 – и узнаете минимальную (и достаточную) площадь нужного помещения.
- Оснащение. Регулярно проводите переговоры? Обратите внимание на офисы с комнатой для совещаний. Решили открыть заведение общепита? Убедитесь, что в помещении есть отдельная система вытяжной вентиляции. И такие нюансы, как показывает практика, нужно учитывать абсолютно в любой сфере деятельности.
- Местоположение. Есть бизнесы, которые могут работать абсолютно из любого места. Но иногда местоположение играет решающую роль. Например, если офис – лицо компании, важна престижность района и развитость его инфраструктуры. Торговая точка должна располагаться в проходимом месте, а не в глубине двора, чтобы покупателю было легко ее найти.
Обязательно изучите требования закона к помещениям для разных сфер деятельности, чтобы случайно его не нарушить. Незнание не освободит от ответственности, не убережет от потери денег. Ведь если помещение не подойдет, уже внесенные платежи остаются у владельца помещения.
Особое внимание договору
К документу предъявляются определенные требования. Если они не соблюдены, соглашение считается недействительным.
Итак, в договоре должны быть:
- Подписи обеих сторон. То есть арендодателя, которым может быть владелец помещения, его доверенный представитель или лицо, имеющее право на оформление субаренды.
- Существенные условия. По закону, их всего четыре: описание объекта аренды, то есть самого помещения (адрес, кадастровый номер, при наличии номер офиса); размер оплаты с перечислением входящих в нее дополнительных услуг, а также с оговоркой про включение НДС; срок заключения договора; дата передачи помещения в пользование арендатора и дата возврата.
Договор обязательно заключается письменно. Такое соглашение, в отличие от устных договоренностей, подлежит обязательному исполнению.
В договор можно вносить любые условия, которые вы считаете существенными. Например, стоит прописать, кто будет проводить плановый ремонт, заменять вышедшее из строя оборудование или даже делать уборку. Чем больше нюансов учтете, тем надежнее будете защищены. А если какие-то договоренности достигаются уже после подписания документов, не поленитесь заключить к нему дополнительное соглашение.